Отмена Комбат-тура.
Что это значит для нашей команды?

Никто не думал, что один из самых ожидаемых туров 20-го года придётся отменить за два дня до вылета группы.
Спасибо нашим участникам, которые не впадали в панику из-за происходящей истерии вокруг коронавируса. Но, когда границы Норвегии закрыли, шансов не осталось. Комбат-тур на Шпицберген пришлось отменить. Сложно передать разочарование всей команды, которая в один момент была вынуждена начать разбирать коробки, которые только что собирала в тур. В такие моменты ты невольно прокручиваешь в голове все то, что было сделано, и начинаешь оценивать печальные масштабы произошедшего.

Для чего я хочу написать все это?

Часто получается так, что отменить проделанную работу всегда просто. Одно решение — и готово. В таких случаях мы идем дальше и не оцениваем потери. И действительно, зачем тратить время на оценку проблемы, которая уже случилась? Надо идти вперед и реализовывать новые планы. Все верно, но есть один важный момент. Если мы знаем, чего нам стоила совершенная ошибка, следующий раз мы задумаемся, как ее избежать.

В случае отмены Комбат-тура на Шпицберген, предсказать случившееся было невозможным.
Но для меня это стало отличным поводом проанализировать проделанную работу и сделать выводы.

Давайте сначала оценим материальные затраты, которые нас ожидают при разработке тура

Я сразу хочу сказать, что найдется много людей, которые будут не согласны с моими доводами. Первые скажут, что разработка тура целый год — это абсурд, зачем так долго? Вторые — зачем вам такая большая команда, ведь все это можно было сделать вдвое меньшим составом… Третьи поделятся своим опытом, дадут советы и именно здесь будет польза для всех нас.

Первым и вторым я сразу отвечу — если вы просто делаете 5-7 туров в год, это одно. А если вы строите лучшую компанию, которая создает рынок, делает революционные продукты и имеет долгосрочные планы, при этом каждый месяц отправляет в тур по 30 успешных предпринимателей — это совсем другое.

Итак, поехали

Над каждым туром у нас работает 17 человек, в чьи прямые обязанности входит именно работа над созданием тура. Вот эти герои:
  • 1
    Руководитель
    Выбирает направление, ведет переговоры с партнерами, контролирует все рабочие процессы. Полностью отвечает за результат.
  • 2
    Разработчик маршрута (Travel Designer)
    Разрабатывает программу тура, отвечает за всю логистику, работу с партнерами, бронирование и оказание услуг.
  • 3
    Экономист
    Составляет калькуляции, контролирует финансы.
  • 4
    Бухгалтер
    Ведет бухгалтерский учет, работает с первичной документацией, готовит закрывающие документы.
  • 5
    Арт-директор
    Разрабатывает идею и арт-программу тура.
  • 6
    PR-директор
    Работает с партнерами, обеспечивает рекламу и взаимодействие с сообществом, придумывает и реализует маркетинговую стратегию.
  • 7
    Копирайтер
    Пишет тексты для презентаций, сайта и других материалов.
  • 8
    Дизайнер
    Рисует презентации, разрабатывает уникальную айдентику для участников и организаторов.
  • 9
    Веб-дизайнер
    Разрабатывает и настраивает сайты.
  • 10
    Таргетолог
    Настраивает рекламные компании.
  • 11
    Специалист по работе с клиентами
    Обеспечивает набор группы.
  • 12
    Саппорт
    Оказывает консультации клиентам и помощь по любым вопросам.
  • 13
    Бэкофис
    Оформляет памятки для клиентов, проводит рассылки, подготавливает и собирает айдентику и реквизит для организаторов.
  • 14
    Ведущие
    Создают настроение в турах, для этого разрабатывают программу ключевых событий в туре, думают над дизайном эмоций, изучают профили участников.
  • 15
    Эксперт
    Готовит бизнес-программу, изучает профили участников.
  • 16
    Видеооператор
    Изучает сценарий для видеофильма, готовит видео-заставки и оборудование.
  • 17
    Фотограф
    Придумывает идеи для эксклюзивных кадров, готовится к персональным фотосессиям, готовит оборудования для съемки, костюмы, реквизит.

Работу над комбат-турами мы делим на пять этапов

Процент затрат от общих на каждый этап:
12%
Планирование
10%
Разработка
16%
Маркетинг
34%
Сбор группы
28%
Подготовка
* Данные по затратам человеческих ресурсов на каждом этапе рассчитаны от вовлечения различных специалистов на каждом из этапов
Если оценить в деньгах стоимость человеческих ресурсов команды на создание одного Комбат-тура, то сумма получается примерно 400 тысяч рублей. Сюда не входят операционные затраты на содержание и обслуживание команды, такие как аренда офиса, поддержание корпоративной культуры, развитие, налоги и пр. Если добавить их, то мы получим минимум 550 тысяч на один тур. Это те затраты, которые никто не замечает, но они есть и есть всегда.

Много это или мало?

Если взять среднее значение рентабельности в нашей сфере, которая составляет 15%, то 550 тысяч рублей это примерно треть потенциальной прибыли по одному туру. К этой сумме добавляются потери на рекламные бюджеты, различные материалы, которые тоже при отмене тура уже не вернуть.

Понимая стоимость каждого этапа, мы можем оценить риск отмены тура на каждом из них. Поэтому принимая решение идти дальше после каждого этапа, мы тем самым принимаем новые финансовые риски на себя. Как показывает практика, самый ответственный этап — первый. Ошибка в выборе направления, эксперта или идеи тура может стоить больших финансовых потерь на всех последующих этапах.

Выводы

Вывод первый. Очень важно уметь оценивать текущие результаты на каждом этапе и грамотно принимать решение о дальнейшей работе. Стоимость ошибки в начале пути может вырасти кратно.

Но материальные затраты — это лишь одна часть проблемы. Самое дорогое — это время. Потеря именно его, дорогого, ценного, невозвратного времени оценить очень сложно. Как это сделать? Никак. Можно только догадываться, что было бы если бы… Последнее время я прихожу к выводу, что оценивать надо все, но только не потерянное время.

Лучше задать себе вопрос — что я все-таки приобрел за это время? А приобрели мы новых друзей нашей компании. И конечно, опыт. Именно это и есть самое ценное, что перекрывает все остальное.
Вывод второй. На всем пути работы над проектом — думай о своих клиентах, делай все для них и если даже проект не выгорит, у тебя останутся лояльные клиенты, которые как Игорь Марченко и другие наши участники, поддержат и будут с нами в любой ситуации.

А теперь про Команду, которая готовила Комбат-тур целый год. Я хорошо помню тот первый свой разговор с нашими партнерами и их рассказ о предстоящем путешествии на Шпицберген. В такие моменты сначала в руководителя, а затем и во всю команду вселяется невероятная энергия, которой хватает для создания Комбат-тура. Эта энергия нарастает, чтобы перейти к нашим участникам во время проведения тура. Все делается ради этих минут, часов и дней. А теперь представьте, что за один день до старта команда узнает, что тура не будет! Это реально настоящий взрыв, только такой, которого никто из окружающих не увидит и не услышит. Большое разочарование, которое и передать особо некому. Взрывной энергии хватило лишь на попытку организовать за три дня Комбат-тур на Камчатку.
Вывод третий. Команда — самое ценное, что есть в нашем бизнесе. А сотрудники, поддержавшие не только в минуты распределения премии, но в те сложные моменты неудач — именно те люди, с кем надо идти вперед к новым победам, а они у нас еще впереди!

Зачем мы делаем Комбат-туры, если это такой рискованный бизнес?

Мы строим сообщество, друзья! Сообщество из предпринимателей и небезразличных людей, которые станут основой будущего нашей страны!
АЛЕКСАНДР ЧУРАНОВ
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ НАШ ПРОЕКТ ЕЩЁ ВПЕРЕДИ. СОВСЕМ СКОРО ВСЁ УЗНАЕТЕ :)
Основатель и директор компании
«Комбат-туры»

больше о предстоящих комбат-турах,
смотрите в каталоге