Париж — город вдохновения великих творцов литературы
Атмосфера Парижа всегда притягивала и вдохновляла творческих людей: художников, архитекторов, писателей — на создание великих произведений искусства. Многие писатели отобразили жизнь и достопримечательности Парижа в своих книгах. Одним из главных фигур французской литературы является Виктор Гюго — автор выдающегося романа «Собор Парижской богоматери». Предлагаем отправиться в путешествие по литературным местам романа В. Гюго и открыть для себя новые места.
Париж являлся вдохновением не только для Виктора Гюго, но и для других талантливых писателей. Это: Эрнест Хемингуэй — автор книги мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» и Эрих Мария Ремарк — автор романа «Триумфальная арка».
Чтобы подробно погрузиться в Париж Эрнеста Хемингуэя и Эриха Марии Ремарка, переходите по переходите по ссылкеи читайте материалы нашей компании Комбат-туры
По местам Виктора Гюго и его романа «Собор Парижской богоматери»
«Того, кто созерцает глубины Парижа, охватывает головокружение. Нет ничего более фантастического. Нет ничего трагичнее. Нет ничего более возвышенного»
— Виктор Гюго
Дом-музей Виктора Гюго
Дом-музей Виктора Гюго расположен в самом центре Парижа, на площади Вогезов, 6. Здесь писатель прожил вместе с семьей 16 лет, с 1832 по 1848 годы. В этом доме были созданы такие известные романы, как «Лукреция Борджиа», «Отверженные», «Песня сумерек», «Мария Тюдор», «Лучи и тени». Каждый желающий может бесплатно посетить музей и узнать о Викторе Гюго не только как о писателе, но и как о художнике, декораторе, фотографе и коллекционере.
История создания музея. Идея создания музея возникла у друга Гюго, Поля Мориса, в честь столетия со дня рождения писателя. Он предложил открыть здесь экспозицию, посвященную жизни и творчеству Гюго. Однако спустя почти полвека после смерти писателя в его квартире не осталось его личных вещей. Тогда Морис подарил музею свою собственную коллекцию предметов, принадлежавших знаменитому автору, и убедил друзей и родственников Гюго сделать то же самое.
Благодаря усилиям Поля Мориса в музее была создана обширная коллекция, которая за последующие сто лет несколько раз увеличилась.
Музей в наши дни. Теперь музей расширяется и занимает не только третий этаж старой квартиры, но и второй этаж. Здесь хранятся рисунки Гюго и редкие издания его книг. Некоторые комнаты второго этажа используются для временных выставок.
Апартаменты писателя начинаются с широкой лестницы, которая ведет в большие комнаты. Каждая комната оформлена в своем стиле и передает атмосферу жизни семьи Гюго. Особое внимание заслуживают «китайская гостиная» с коллекцией фарфоровых тарелок, которую собирал сам писатель, «готическая столовая», отражающая его страсть к эпохе Средневековья, рабочий кабинет, оформленный в модных зеленых тонах того времени, и уютная «красная комната», где часто бывали Ференц Лист, Джакомо Россини, Оноре де Бальзак и Проспер Мериме.
Интересно, что Гюго оставил читателям частичку себя в не менее известном произведении своего друга. Александр Дюма описал апартаменты на площади Вогезов в своем романе «Три мушкетера». Согласно сюжету, миледи Винтер жила там вместе со служанкой Кэтти.
Спальня писателя отличается от остальных комнат экспозиции. Она воссоздает обстановку его смерти, а не жизни. Помещение с единственным окном украшено мрачными бордовыми портьерами, а в центре стоит массивная готическая кровать с балдахином. По преданию, именно на этой кровати Гюго произнес свои последние слова: «Заканчивается битва дня и ночи — я вижу черный свет».
Гревская площадь постоянно фигурирует на страницах романа «Собор Парижской богоматери» в печальном контексте. Именно здесь в финале произведения происходит казнь Эсмеральды. Правда сейчас Гревская площадь носит другое название — Отель-де-Виль. Здесь и за пределами романа — в реальности происходили публичные казни самыми различными способами: через повешения, поджог заживо и другие изощренные способы.
Площадь Отель-де-Виль расположена в 4-м округе Парижа на берегу Сены перед зданием мэрии. С XII века на этой площади регулярно проводились народные празднества. Однако в 1648 году Людовик XIV запретил их из-за языческих ритуалов, связанных с праздником святого Иоанна, который отмечался на площади в день летнего солнцестояния.
Главным событием этого праздника был странный и жестокий обряд. На площади устанавливалось высокое дерево, украшенное цветочными гирляндами и венками, а на его ветвях висели закрытые корзины с живыми кошками и лисами. Когда трубы объявляли о прибытии короля и прево Парижа на праздник, монах зажигал дерево от факела. После того, как костер догорал, король угощал народ конфетами и засахаренными фруктами.
В настоящее время площадь Отель-де-Виль является пешеходной зоной с 1982 года. В 2004 и 2011 годах большая часть площади была переоборудована для игры в волейбол, а зимой на ней заливают обширный каток. Во время крупных международных спортивных соревнований на площади устанавливаются гигантские экраны для бесплатной трансляции этих событий.
С 2009 года на берегу Сены в районе площади каждое лето проводятся бесплатные концерты в рамках фестиваля Fnac Indétendances, где молодые исполнители представляют свои новые музыкальные альбомы поклонникам.
Места средневекового Парижа, где обитали нищие, бродяги, публичные женщины, монахи-расстриги и уличные поэты, получили название «Дворы чудес». Эти места были опасными и полиция избегала их. Вход во двор грозил непрошеным гостям смертью. Именно в таком дворе и жила Эсмеральда. В романе Гюго описывается самый большой парижский Двор чудес, который находился между улицами du Caire и Réaumur в квартале Le Sentier во 2-м округе современного Парижа.
Гюго использовал работы историка Анри Соваля в своём романе, чтобы создать образ района Двора чудес в Париже. Соваль описывал это место как большую площадь с крупным тупиком, полную грязи и бедности. Район был известен своим преступным характером, где процветали воровство, проституция и попрошайничество. Нищие актёры выдавали себя за слепых или увечных, чтобы собирать милостыню. По словам Соваля, они моментально становились здоровыми и довольными после окончания своих преступных дел.
Двор чудес был организован как гильдия, у которой были свои законы, традиции и язык. Он был карикатурой на королевский двор Бурбонов, где никто не уважал законов и веры. Там жил Великий Кесарь, который был нищим королем района. Рассказы о Дворе чудес были настолько популярными среди придворных, что они были изображены во вступлении к балету «Ночь в четырех действиях», поставленному в театре Пти-Бурбон.
Гюго использовал свидетельства очевидцев, чтобы описать метаморфозы и атмосферу Двора чудес. Он отмечал, что никогда раньше такие метаморфозы не были воспроизведены с таким успехом.
Постановка романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» в Гранд Опере
Если вы будете во Франции, то также рекомендуем вам посетить постановку романа в Гранд Опере — самом известном французском театре. Более того этот театр входит в топ самых лучших театров во всём мире.