СТРАХ СЦЕНЫ

АRT-директор и ведущий Комбат-туров Павел Исаев рассказывает о том, как перебороть страх сцены и научиться получать удовольствие от выступлений.
Страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) — патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. В психологии боязнь публичных выступлений называется пейрафобией или глоссофобией. По оценкам психиатров, испытывают страх перед выступлением 95% людей.

Про возникновение страха сцены

На первый взгляд может показаться, что боязнь сцены вызывает отсутствие доверия у аудитории, плохую подготовку или стремление к идеалу. Да, но это всего лишь поводы для волнения, а истинная причина страха кроется в природе самого человека. Мы так устроены. Ситуация, в которой вы один на один с толпой, публикой, группой людей вызывает страх, и, как следствие, мозг подает сигнал надпочечникам, и те вырабатывают адреналин. В организме появляется сверх ресурс для бегства от опасности или для сражения с ним до последней капли крови. Поднимаются плечи, так как они должны подготовить вас к физическому испытанию, сгруппировать и защитить хрупкую шею от возможного сноса головы от удара. Но если вы не на спортивном соревновании, а на сцене, то адреналин вам некуда быстро выработать, поэтому внутри внешне спокойного, но зажатого тела происходит апокалипсис. Появляется сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и т.д.

Изучая еще глубже природу такого страха, становится понятно, откуда она у нас. В книге «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари насчитывает более 2 млн. лет происхождению человеческого вида, и сообщает, что было несколько видов человека. Как, например, бурый, белый, черный медведь, гризли, панда. Так же и первобытные люди отличались весом, строением черепа и цветом кожи. Однако из всех видов человекоподобных людей, а их более 10, выжил только человек разумный Сапиенс. (Homo sapiens). И как утверждает автор, это произошло благодаря тому, что Сапиенс могли договариваться и объединяться для достижения цели. Они стали коллективом и смогли противостоять более крупным и сильным Неандертальцам например. Получается, что в группе, толпе, команде увеличиваются шансы выживания.

Более 500 тыс. лет общество воспринималось как синоним слову безопасность, и даже жизнь. В общине гораздо проще было добывать пищу и защищаться от диких зверей. Если человек в общине заболеет — его вылечат, не добудет еду — поделятся. За пределами общины жизнь была очень опасна, а выжить в одиночку было довольно трудно. Поэтому мы боимся быть не принятыми другими людьми, боимся социальной изоляции.

Про публичные выступления в наши дни

Многие функции жизнеобеспечения взяло на себя государство. Пенсионный фонд гарантирует нам материальное обеспечение старости, медицина – спасает от вирусов и болезней, полиция – охраняет покой и безопасность. Армия, МЧС, городская мэрия, классическое образование, классовое равенство, индивидуальный подход и соцсети окончательно развеяли значимость общины и семьи в общем понимании. Поэтому у нас в генах остался страх остаться одному, без защиты родных и близких. Быть отвергнутым, осужденным, презренным. С другой стороны, мы продвигаем индивидуальный подход и персонализацию. А значит каждый индивид должен уметь часто и качественно выступать на публике, т.к. это от нас требуют современные условия. Любая приличная компания при устройстве на работу требует от вас опыт публичных выступлений.
Отдельно отмечу проблемы нетворкинга на конференциях и встречах в группах малознакомых людей. Русский человек не может привыкнуть общаться с незнакомыми людьми по 5 минут и переходить к другому ради знакомства. В наших традициях либо молчать «моя хата с краю, я ничего не знаю», либо присесть на уши. Не у всех получается выражать открыто свое мнение так, чтобы вас слушали и слышали, а еще понимали, о чем вы говорите.
Да что уж там, могу привести пример из собственного опыта – из 100 человек современных успешных предпринимателей более половины не может четко и внятно произнести свое имя при знакомстве, приходится переспрашивать.
Основу такой махровой интровертности большинства людей в нашей стране заложил еще в прошлом веке В.И. Ленин, который отменил уроки риторики в школе. Он хорошо понимал, к чему умелое владение словом, голосом, жестом и ораторским мастерством может привести общество. Это ему не нужно было. Зато сейчас в YouTube сотни роликов по запросу: «страх сцены» с советами умелых ведущих. Все советуют и пытаются помочь справиться с этим первородным, генетически укрепившимся в нас страхом публичных выступлений.

Про адреналин

Как быть с ним? Оказывается, что кроме него у нас вырабатывается еще норадреналин, он же – норэпинефрин. Он является предшественником гормона адреналина и обладает рядом схожих с ним эффектов, но есть и принципиальные отличия. Одно из ключевых – норадреналин – это нейромедиатор, который хорошо влияет на функции головного мозга (особенно на лимбическую систему и гиппокамп), а адреналин – влияет преимущественно на периферические ткани, но не на мозг.

В отличие от адреналина, норадреналин – это гормон гнева, возбуждения, ярости. В реакции стресс-адаптации «борись-беги» норадреналин отвечает за «борись».

Например, когда человек преодолевает страх высоты и сам сидит на крыше – вырабатывается норадреналин, а если же человека против воли посадили у края крыши – будет вырабатываться адреналин.

Если перенести это на публичные выступления, то в момент колебания выступать или отказаться нужно выбирать «борись» т.е. выступай. Перед выходом на сцену не запугивать себя, а наоборот оставаться в хорошем настроение, в кураже.
Выйти доброжелательно настроенным, не торопиться и сохранять уверенную походку. Так, будто вы зашли к себе домой, где вы хозяин и вас все любят и ждут. Опустить плечи и повесить руки вдоль корпуса, не торопитесь говорить первые фразы. Они должны быть сказаны четко, громко и не быстро.
Все эти, на первый взгляд, простые советы дают психосоматическую реакцию организму не вырабатывать много адреналина, а вырабатывать норадреналин и серотонин.

Про удовольствие

Очень мало человек испытывают от выступлений удовольствие. В основном, дискомфорт и волнение. Но нет ни одного человека, кто вообще ничего не испытывает, даже выступая с тостом.

Как же приучить себя получать удовольствия от публичных выступлений? Центр удовольствий у каждого из нас состоит из трех равных частей. Две из них отвечают за животные удовольствия – есть, спать, размножаться, и только третья часть работает с человеческими удовольствиями. Радость от достижения цели, новые знания и публичные выступления относятся именно к ней. Человеческие удовольствия это то, что нас отличает от животных. Тут все построены на преодоление, и в первую очередь самих себя. Спорт, например, построен только на преодолении.
Нужно чаще говорить себе «борись», «преодолевай», тогда с опытом придет понимание контроля страха, потом подкрепится первый успех, появится зависимость от этого процесса и, став великим оратором, без публики вообще будет сложно представить полноценное счастье. Есть среди моих знакомых люди, которые зависимы от удовольствия публичных выступлений. Отобрать это занятие у ведущих – значит повергнуть их на долгие годы в депрессию и апатию.

И в заключении история

И тогда он изобрел свой собственный «велосипед».
Страх он охарактеризовал как «зависимость от чужого мнения» и понял, что строится он на постоянной оценке себя. Концентрация внимания на себе растит внутри дикий страх и сеет неуверенность. Он сделал ротацию таких страхов. Высокий – когда ты чувствуешь на себе мнение сотен человек, средний и низкий – когда на тебя смотрят два, три твоих друга. И понял важную вещь.
Если перевести внимание с себя на людей, которые тебя окружают, и понимать, что ты никто и звать тебя никак, страху нечем питаться, и он исчезает.
Но это еще не все. Актерское мастерство играет в театре ключевую роль, поэтому актеру N потребовалось повышать свой уровень. Растить умения и становиться народным артистом. Только опыт, пройденный путь через пробы и ошибки, отрепетированные сотни раз импровизации, набор трюков, шуток, историй, живой гибкий мозг – могут окончательно победить первобытный страх публичных выступлений.
На моем курсе «Как получать удовольствия от публичных выступлений» я рассказываю о том, как подготовить публичное выступление, что такое сценарное мастерство, сценическая речь, актерское мастерство, искусство презентаций и многое другое, что поможет вам быть уверенным и никогда не бояться сцены.
ПАВЕЛ ИСАЕВ
ART-директор Комбат-туров
+7-903-893-30-40
art@kombat-tour.ru
Instagram
ПОЛУЧАЙТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ!

больше о предстоящих комбат-турах,
смотрите в каталоге